gototopgototop

ПОРТАЛ ВЕТЕРИНАРА

Портал ветеринара Этика ветеринарного врача

Профессиональная этика врача ветеринарной медицины

Рейтинг пользователей: / 14
ХудшийЛучший 

У ветеринарных специалистов возникают разные обстоятельства при налаживании взаимоотношения и социального партнерства с владельцами животных, будь то юридические или физические лица. Они касаются понятий, относящихся к стратегии и тактике врачебной деятельности врачей ветеринарной медицины.


В отличие от медицинских факультетов врачи ветеринарной медицины не принимают перед лицом государства и народа никаких моральных обязательств в сфере профессиональной деятельности, не дают клятвы всемерно поддерживать престиж профессии и должности. У медиков издавна утвержден Деонтологический кодекс (деонтология — др.греч. учение о долге — область этики, исследующая проблемы долга и должного; мед. Д. — учение о юридических, профессиональных и нравственных обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к больному). Он регламентирует систему отношений и поступков врача не только с пациентами, но и с коллегами по работе и т. п. Выпускники дают «клятву Гиппократа», обязывающую быть верным своему делу, долгу, профессии в любой жизненной ситуации.
Ветврачи дореволюционной России, вплоть до 30-х годов XX в., получали диплом, на одной стороне которого был отпечатан текст торжественного обещания посвятить себя преданному служению Отечеству и народу. Это обещание содержало глубокий нравственный смысл.

Этика — философское учение, исследующее нравственную жизнь отдельной личности, социальной группы и общества. Понятия «этика», «мораль», «нравственность» равнозначны по первоначальному смыслу. Так, термин «мораль» происходит от латинского maris (нрав), «этика» в переводе с греческого (ethos) тоже означает нрав, обычай. В философии термином «мораль», «нравственность» обозначают определенную совокупность взглядов, норм и правил поведения, качества людей, а термином «этика» называется теория морали, учение о нравственности.
Таким образом, мораль — одна из форм общественного сознания, проявляющаяся в наборе правил и принципов, регулирующих поведение людей в их коллективной, личной и производственной жизни. Вместе с тем она регулирует взаимоотношения сравнительно небольшой группы людей, объединенных интересами какого-то одного вида труда. Следовательно, можно вести речь об этике трудовой, специфичность которой, несомненно, определяется характером специальности. Особенности личности могут рассматриваться как важнейшая сторона деловой пригодности. Такие особенности трудовой морали и воплощаются в понятие «профессиональная этика».
Врачебная этика применительно к ветеринарной профессии есть часть общей этики, учение о морали врача, его взаимоотношениях с владельцами животных, коллегами, должностными руководящими лицами и обществом в целом. Однако от общей этики профессиональная имеет выраженные отличия. Особые нравственные нормативы обращены лишь к некоторым специальностям, потому что к ним общество предъявляет особые претензии. Так, можно говорить о медицинской, педагогической, юридической, военной этике.
Особенности специальности значительно повышают моральную ответственность врача и ветеринарного врача перед обществом, и это диктует необходимость соединить труд врачевателя с особыми и конкретными требованиями профессиональной этики.
На медицинских факультетах вопросы врачебной морали рассматриваются в контексте многих дисциплин — психологии, психогигиены, психопрофилактики, социальной гигиены, организации здравоохранения, истории медицины и др.
С полным правом к «этичным» профессиям следует отнести и ветеринарную медицину, которая как самостоятельная наука вышла из недр медицины человеческой, и в настоящее время их связи по многим направлениям нерасторжимы, едины.
Ветеринария в отличие от других сельскохозяйственных и биологических наук имеет непосредственный «выход» к охране здоровья людей. Ветврач, хотя и не имеет дела с человеком-пациентом, но практически ежедневно сталкивается с интересами людей на психологической основе. Мы по праву называем медиков коллегами. И символика у нас по сути дела общая.
Без этического фона техническая сторона врачевания составляет лишь часть профессии, значительную, но не исчерпывающую. Одно дело, когда ветспециалист не разобрался с диагнозом болезни, назначил неверное лечение или что-то недоучел при организации мероприятий. Здесь его зачастую поправляют более квалифицированные коллеги. Другое, когда производятся инъекции нестерилизованными иглами и шприцами, нет соответствующей обработки операционного поля, или вскрывается труп животного без халата, перчаток и других защитных средств. В результате это может вызвать массовые осложнения, перезаражение животных, затем людей, другие негативные явления. Моральный облик исполнителя терапевтических, диагностических и других профессиональных акций является ведущим фактором для специалистов по ветеринарии.

Практическая ветеринарная медицина
базируется на многочисленных законодательных актах — законе «О ветеринарном деле», Ветеринарном уставе, инструкциях, правилах, положениях, наставлениях, предписаниях. Их более 800. Но все они показывают ветспециалистам в основном только то, что нужно делать в конкретном производственном случае.
Профессиональная этика ветспециалиста имеет важное значение в отношениях с пациентами. Известно, что животное способно чувствовать характер человека, соответствующим образом реагировать на его настроение и поведение. К доброму и бесцеремонному врачам оно будет относится по-разному. Причем животное дифференцированно оценивает и упрямство человека, и силу его непреклонной воли, преподносимую в самых доброжелательных тонах. Первому оно всячески сопротивляется, как любому насилию, а второму чаще считает нужным подчиняться. Поэтому ветспециалист, не поддаваясь настроению, при любых обстоятельствах должен создавать гуманный волевой тон, терпеливо и ласково, мягко и деликатно относиться к пациенту, ценить в нем живое существо, способное по-своему переживать невзгоды бытия и проявлять ущербные для здоровья эмоциональные реакции. Так, грубая фиксация коров при крововзятии или проведении туберкулинизации может повлечь заметное снижение суточного надоя. У свиней на такой «нервной почве» может наступить депрессия, инфаркт миокарда, снижение аппетита и даже образовываться язвы в желудочно-кишечном тракте.
Тяжелое впечатление на окружающих производит «укрощение», когда ветработник публично бьет кулаком, ногами или палкой пациента, подчас тяжело больного и беспомощного. Отсутствие такта, издевательства, физическое истязание животного противоречат гуманным идеалам ветеринарной медицины и поэтому всегда осуждаются.
Ветспециалисту по роду деятельности приходится обслуживать животных многих видов и различной принадлежности. Причем долг обязывает его с одинаковой степенью теплоты, внимательности относиться к корове и домашней собаке, к свинье, индюшке или сидящему в клетке попугаю. Общие принципы отношения ветспециалиста к больному животному заключаются в том, чтобы своим вмешательством не заставлять его вольно или невольно проявлять излишнее беспокойство, развивать стрессовый синдром, которые могут исказить картину функционально-физиологических исходных показателей и не позволят в итоге разобраться с истинным состоянием организма. Этическое содержание действий ветспециалиста здесь заключается как в чутком отношении непосредственно к животному, так и во включении в сферу взаимоотношений того, кто содержит пациента, Без сбора анамнеза бывает затруднительно отыскать ведущую диагностическую нить. Следовательно, от того, насколько полно и исчерпывающе врач поможет владельцу показать нужные факты о поведении животного, существенно зависит точность диагноза и быстрота принятых мер.
Очень важны тон, глубина участия, с какой задает вопросы ветврач. И задает ли он их вообще. Максимально серьезное отношение к сбору анамнестических данных — это язык разговора с объектом врачевания. Иногда, оказывая помощь, ветспециалисту приходится выслушивать необоснованные претензии, обидные слова или даже брань. Однако он не должен и не вправе давать выход своим чувствам в качестве ответной реакции при соответствующих ситуациях. Он обязан быть образцом самообладания, питать к пациенту заботливое чувство и быть нечувствительным ко всяким колкостям.
Как бы ни торопился ветврач, он обязан провести наиболее пристрастное обследование пациента в данных условиях: клинический осмотр, термометрию, перкуссию, аускультацию (по показаниям), поведение и т. д. Недопустимо избегать проведения специальных диагностических исследований, для чего следует направить в ветлабораторию требуемый материал от животного (кровь, фекалии, мочу, пробы корма, соскобы). Эффективное лечение возможно только на базе верно поставленного диагноза. Проявленная недобросовестность ведет к недооценке тяжести болезни, следовательно, и ее исхода. Торопливость не позволит врачу понять истинную суть патологических процессов, а владельца крайне обидит. Чем выше культура ветработника, глубже его знания и шире кругозор, тем дольше он задержится у больного животного, ибо хорошо понимает цену диагностической ошибки.

Для врача ветеринарной медицины правила обращения с животными, птицей, тем более с больными, методы их отлова, фиксации для удобства обследования при лечебно-профилактических манипуляциях, соблюдение гигиены труда, техники безопасности должны являться одним из серьезных слагаемых профессиональной этики. Ветработникам и животноводам хорошо известно, к чему приводит невыполнение мер предосторожности при обращении со скотом. Тяжелые увечья, травмы людей, снижение продуктивности скота — вот к чему ведет пренебрежение осторожностью и предусмотрительностью. Животное способно не только сильно привязываться к хозяину или обслуживающему персоналу, но также быть злопамятным, долго помнить нанесенную чрезмерную обиду. Поэтому ветспециалист всякий раз обязан изучать и учитывать нрав, темперамент и особенности поведения подопечных.
Злобность животного, непослушание и другие нежелательные дурные привычки являются зачастую прямым следствием неправильного, неумелого, грубого отношения к ним. В порыве самозащиты озлобленный пациент не может думать о трагических последствиях своего буйства. Предвидеть это должен ветспециалист. Некоторые считают, что при фиксации лошадей, хряков, коров, собак иногда бывает не до вежливости. Но если цену подобного заблуждения могут неверно определить люди, мало знакомые с животноводством, то врача ветеринарной медицины этому обучают в вузе несколько лет. Более того, врач обязан учить этим правилам всех работников ферм, постоянно напоминать о технике безопасности, каждодневно требовать руководствоваться вежливостью и гуманностью в обращении с животными.
Серьезное моральное содержание проявляется и в таком аспекте профессиональной этики, как врачебная тайна. Ее значение в медицине хорошо известно. Во многих случаях он обязан сохранить тайну, интимность диагноза, вести себя таким образом, чтобы не послужить причиной повышения бесконтрольной мнительности человека при разговоре о недугах.
Ветеринарный врач знает инфекционные и паразитарные болезни, свойственные животным и человеку. Он способен прогнозировать течение и исход многих болезней. Вот здесь-то и должно вступить в силу этическое требование врачебной тайны. Например, если на вопрос человека: «Что означает диагноз «канцер», — ветврач начнет подробно объяснять гражданину сущность рака, он резко ухудшит состояние больного, что может привести к трагической развязке, и за это он должен отвечать согласно действующим законам. Ветработникам нужно точно знать черту, за которой кончаются права ветеринарного специалиста и начинаются права медицинского врача. Ветврачи не имеют право забывать, что слово не только лечит, но и больно ранит. Оно в ряде случаев вселяет человеку оптимистическую надежду или, наоборот, может ухудшить состояние, затянуть курс лечения или вызвать ятрогению. На первый взгляд совершенно безвинная фраза, неуместные разглагольствования о механизме болезни, характере течения, о результатах различного рода диагностических исследований могут вызвать у наиболее восприимчивых людей чувство неуверенности, беспокойства, тревожные ощущения, приводящие нередко к расстройству многих нервно-регуляторных функций.
Этика врача дает ему моральное право не раскрывать больному диагноз, опасный для жизни, заменить его в случаях, когда уже нельзя ничем помочь, успокоительной версией относительного прогноза. В таких случаях правда выглядела бы бессмысленной, ничем не оправданной жестокостью. Подобные этические требования не противоречат врачебному гуманизму, а наоборот, базируются на нем.

Ветеринарный врач имеет право предпринимать действия, давать советы и консультации людям только в пределах своей компетенции, руководствуясь высшими требованиями профессиональной этики. Суждения ветспециалиста авторитетны лишь в том, что касается здоровья животных и проведения мероприятий против зооантропозоонозов. В этом заключается специфика ветеринарной этики.
Подлинный врач ветеринарной медицины должен руководствоваться высшими категориями, через которые в наибольшей степени реализуется его профессиональная этика, — долг, честь и совесть.
Чувство врачебного долга представляет собой неотъемлемую часть морального облика врача и является саморегулятором поступков специалиста по отношению к тем проблемам, которые ставит перед ним профессия. Иначе, это совокупность нравственных качеств человека, повседневное использование которых является его внутренней моральной потребностью. Долг не абстрактное понятие, а выражение необходимости, диктующей специалисту поступать так, а не иначе, выполнять определенную, подчас тяжелую, обязанность ради достижения всеобщего блага. Специфика профессии в том, что субъективно врач ветеринарной медицины воспринимает долг не только как внешнее веление, но и внутреннее побуждение как можно лучше исполнять буквально все, входящее в его обязанности. Превращение долга в привычку, в потребность ветработника есть тот высокий критерий, который является мерилом подлинной любви к профессии. Врачебный долг требует часто отказа от части личных интересов.
Те, кто работает в условиях сельской местности, знают, что врачу ветеринарной медицины постоянно приходится спешить к больным животным среди ночи, в мороз и жару, в дождь и грязь, пешком и на попутном транспорте, в выходные дни и праздники. Передышек практически не бывает. Но истинный врач поступает только так, как нужно производству, людям, а не ему лично. И здесь движущей силой является преданность долгу.

Другая форма выражения врачебной этики, соотношения личного и государственного — категория чести. Она, как и долг, выполняет функции «внутреннего законодательства». С честью связано представление о человеческом достоинстве, которое является признанием права людей на уважение со стороны коллектива, товарищей, коллег, осознанием ими нравственной ценности своих поступков, неприятие всего, что унижает и обедняет личность. Особенность категории чести в том, что в ней проявляются внутренние обязательства врача ветеринарной медицины не только по отношению к обществу, но и к работе, должности, стремлению образцово, высококачественно выполнять стоящие перед ним задачи. Честь — внутренняя опора специалиста. В ветеринарной деятельности, где юридический контроль, по существу, бессилен, остается лишь один контроль — честность, порядочность, доброе имя врача ветеринарной медицины.
Есть ветработники, которые неплохо исполняют профессиональный долг. Разбуди его среди ночи, он тут же откликнется на вызов, пойдет к больному животному, окажет ему помощь. Однако может сделать все небрежно, второпях, кое-как. Формально он считается отзывчивым врачом, но все-таки у подобного коллеги врачебной чести недостаточно. В связи с этим нередко можно слышать среди населения недовольство тем, что ветспециалист, придя на вызов, делает все в спешке, невнимателен, всем видом демонстрирует, будто делает одолжение и его ждут более важные дела.
Не только профессиональный долг и честь регулируют нравственную сторону деятельности врачей ветеринарной медицины. Эти этические категории как бы извне предлагают ему определенную программу поведения в главном русле производства. Специалист делает гораздо больше, чем предусмотрено его обязанностями. Этому способствует проявление такого нравственного понятия, как совесть. Чувство осознания ответственности за свое поведение и поступки перед собой, окружающими, обществом должны быть присущи ему. Назначение совести ветспециалиста — быть высшим судьей собственных действий там, где невозможен общественный контроль за результатами или последствиями врачебных действий. В. Гюго писал: «Высший суд — суд совести». Бессовестны врачи, которые даже за пустяковую услугу требуют денежный или другой гонорар. Совесть — один из сложнейших и в то же время простейших механизмов регуляции и контроля за соблюдением людьми тех или иных этических норм. Если добросовестность работы строителя, художника, артиста, педагога проверить можно, то в труде ветеринарного врача зачастую просто невозможно в силу некоторых его сторон. Совесть врача оказывается подвластной только его собственному контролю. Ее мерилом служит предельная честность и порядочность.

Пример.
В одном из сельскохозяйственных предприятий ветврач на обслуживаемой свиноферме вдруг обнаружил среди откормочников чуму. Поняв, что, запутавшись с учетом, не привил часть свинопоголовья, он принял решение скрыть от главного ветврача района данное серьезное заболевание и втайне от всех стал принимать собственные меры. В результате через некоторое время чуму диагностировали в трех других хозяйствах. Подобная бессовестность стоит подчас дорого обществу в экономическом и в моральном плане.
Несмотря на огромный риск, отдельные врачи ветеринарной медицины ради мелкой выгоды (будет меньше падежа) разрешают употреблять в пищу мясо от вынужденно убитых животных без какой бы то ни было ветеринарно-санитарной экспертизы. В итоге отмечаются заболевания среди населения в виде токсико-инфекций, отравлений и интоксикаций.
Над разумом врача постоянно должен звучать голос совести, честности, правдивости, которые не позволят разобщать слова и дела. Она должна играть роль контролера качества врачебной работы. На совести некоторых ветспециалистов лежат тяжелым бременем не изжитые еще явления в виде дозировки лекарственных средств «на глазок», поверхностного, формального подхода к диагностике болезней, составления фиктивных актов на непроведенные мероприятия (дезинфекция, вакцинация, туберкулинизация), несоблюдение курса лечения больных животных, бесконтрольного хранения ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств, дачи распоряжения о вынужденном убое при сравнительно легком течении болезни (избавиться от лишних хлопот) и т. д. Совесть должна являться внутренней потребностью специалиста поступать справедливо, с сознанием и чувством моральной ответственности перед собой, людьми, обществом.

Одно из звеньев ветеринарной этики, стимулирующее профессиональную самоотверженность и нравственный облик специалиста, — честолюбие. В старину его считали тяжким грехом. А между тем оно имеет и другую сторону толкования. Благородны любовь к специальности, чувство собственного достоинства, стремление не быть худшим в работе, оставить о себе хороший памятный след. Эти нравственные стремления лежат в основе здорового честолюбия специалиста. Сколько бы ни спорили по данному вопросу, но стремление добиться чего-нибудь выдающегося — возвышенно и зовет к самосовершенствованию.
 

 


 

Комментарии  

 
-14 #1 наталья 31.05.2013 17:46
кошку рвет,после того как она упала с 5 этажа , чем её кормить ?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сайт лечения животных онлайн